Новости ВСП: Программа обучения

У нас у всех одинаковые мозги!

Вот насколько было бы всё легче, если бы в голове всё было бы разложено по полочкам и каждая из них была бы наглядно маркирована и подсвечена — всё вспоминалось бы у нас быстро, просто, как по волшебству! Но нет! Как только что-то надо вспомнить, это что-то сразу же прячется и маскируется; и чем больше тебе нужно что-то "это" вспомнить, тем дальше и быстрее "оно" куда-то убегает! К сожалению, ситуация более чем знакома.

Что делать и как быть?! Вот в чём вопрос!
И есть ответ! Кто бы мог подумать, но он, ответ, существует уже как тысячилетия! Человечество давно изобрело технологию эффективного запоминания всевозможных фактов, данных и знаний. Никакие современные технологии не нужны. Всё основано на нашей гуманоидной природе — во главе всего мозг и его "повадки". Мы, люди, мыслим образами. Так, по крайней мере, дела обстоят у большинства из нас. Безусловно, как и во всём и везде, есть исключения. О них мы немного ниже обязательно упомянем. Но вот как нам, обычным людям, живущим в современном гипернасыщенном информационном пространстве, жить сегодня и сейчас и постараться во всём этом бесконечном ворохе скраба, гама, шума, спама... запомнить то, что, и правда, для нас важно. Ответ, как оказалось, довольно-таки прост, техника запоминания проста и доступна каждому из нас.
Но давайте по-порядку.


"Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания", Джошуа Фоер. Цитаты.

«То, что мы творим с нашим мозгом, это все равно как если бы мы поручили кому-нибудь тренироваться для участия в Олимпийских играх и при этом сделали так, чтобы этот спортсмен ежедневно выпивал по десять банок пива и выкуривал по 50 сигарет, ездил на работу на машине и, может быть, раз в месяц изматывал себя тренировками, а остальное время лежал на диване и смотрел телевизор. И потом мы бы удивлялись, почему он так плохо выступил. Вот так же мы поступаем со своей памятью».

«Мозг — орган, который подвержен мутации; он в определенных пределах способен перестраиваться и адаптироваться к новым видам сенсорных входных сигналов. Этот феномен называется нейропластичностью. Раньше считалось, что мозг взрослого человека не способен производить новые нейроны — что в то время, как усвоение новой информации сопряжено с реорганизацией синапсов и формированием новых связей между клетками мозга, основная структура мозга остается более-менее статичной. Эксперимент Магуайер позволил предположить, что это представление просто-напросто ошибочно».

«Миллер обнаружил, что наша способность воспринимать информацию и принимать решения ограничена: мы можем думать не более чем о семи вещах разом».

«Он утверждал, что профессиональное мастерство «сапожника, художника, строителя или кондитера» есть результат того же накопления «эмпирических знаний». Согласно Эрикссону то, что мы называем мастерством, на деле всего лишь «большое количество знаний, всплывающих в памяти в аналогичных ситуациях, и механизмы планирования, сформировавшиеся за долгие годы работы в данной области».

«Откинувшись на спинку кресла, я поднял взгляд на стену, где между оставшимися наклейками появилось несколько новых квадратиков грязно-белого цвета, и задумался, есть ли во всем этом смысл. По правде говоря, стикеры на стене отлично работали».

«Он объясняет, что запоминание текстов полезно именно тем, что оно дается с трудом, а не играючи. «Я полагаю, что те, кто хочет совершать простые вещи без проблем и упорного труда, должны сначала поднатореть в вещах трудных», — пишет он».

«Работа мозга сопряжена с большим количеством затрат. Мозг весит всего 2% массы человеческого тела, но использует пятую часть всего вдыхаемого нами кислорода и потребляет четверть всей глюкозы. Это самый энергоемкий орган, и в ходе естественного отбора природа настроила мозг таким образом, чтобы он мог эффективно справляться с возложенными на него задачами».

«Любой, кто хоть раз обнаруживал себя напевающим By Mennen!, подтвердит, что стоит только превратить слова в песенку, как их просто невозможно будет выкинуть из головы».

«Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».
«Сократ опасался, что письменность поведет культуру вниз по коварной тропе к интеллектуальному и моральному разложению, потому как, даже если количество доступных знаний увеличится, люди будут представлять собой пустые сосуды. Какая жестокая ирония: только благодаря тому, что ученики Сократа Платон и Ксенофонт передали его презрение к письменному слову письменными словами, мы узнали о его отношении к письму. Интересно, оценил бы это Сократ?»
Комментатор: Пока читаю книгу, не покидает ощущение того, что всё несколько затянуто, избыточно детализировано. Суть-то есть, но ведь все укладывается в довольно простую формулу — образы запоминаются куда лучше, чем просто информация. Точка.
«Сегодня мы ставим во главу угла умение читать быстро и много, что делает поверхностным и наше чтение, и то, что мы пытаемся получить от книг. Невозможно читать по странице в минуту — скорость, с которой вы, скорее всего, читаете эту книгу, — и ожидать, что вы будете помнить прочитанное в течение значительного времени. Если что-то должно быть запомнено, на нем надо останавливаться, повторять».
Комментатор: Вот как раз об этой проблеме недавно говорили с коллегой. И как точно встроена эта система — "читать вдумчиво" — в практику программы обучения ВСП. Нет! Правда!
«Когда я читаю книгу, что, по моим представлениям, останется в памяти через год? Если это произведение нехудожественной литературы — я запомню основную идею, если, конечно, она была в книге».

«Функциональная магнитно-резонансная томография дает возможность проследить за изменениями в мозгу людей, осваивающих новые навыки. По мере того как эти навыки доводятся до автоматизма, части мозга, отвечающие за сознательную деятельность, отключаются, а другие части, наоборот, становятся более активными. Можно назвать это «точкой окей» — той самой точкой, в которой мы решаем, что, дескать, все окей, мы это можем, — а потом включаем автопилот и перестаем развиваться».

«Лучшие фигуристы оттачивают прыжки, которые даются им хуже других, тогда как начинающие налегают на прыжки, которые они выполняют как нельзя лучше. «Осмысленная практика» — это трудно».

«Мой отец, может, и полагает, что загонять мяч в металлические лунки в подвале — это хорошая практика, но пока он не начнет сознательно ставить перед собой труднодостижимые цели и следить за своими показателями — изучать, анализировать, продумывать, — он никогда значительно не улучшит своих результатов. Обычной тренировки попросту недостаточно. Чтобы повысить свой уровень, нам нужно совершать ошибки и учиться на них».
"Философ XVII в. Френсис Бэкон заявлял: «Я испытываю не больше почтения к повторению большого количества цифр или слов после единственного прослушивания… чем к трюкам акробатов, эквилибристов и клоунов: одни тренируют разум, другие тело, различие лишь в степени бесполезной эксцентричности»".
Комментатор: Должен признаться, склоняюсь к такому же мнению, по большому счету.
«Моим студентам было трудно постичь различие между экономическими системами Ленина и Сталина, — рассказал он мне. — Я ответил им: "Представьте, Ленин сидит в туалете и мучается запором из-за своего нэпа. Сталин заходит туда и спрашивает: "Что ты здесь делаешь?" А Ленин отвечает: "Землю, мир и хлеб". Они никогда не забудут этот образ».
«Очевидно, что интеллект — нечто намного, намного большее, чем просто память (есть саванты, помнящие куда больше, чем понимающие, — равно как и профессора, которые помнят немного, но понимают все). Память и ум идут рука об руку, как мускулы и спортивные способности».
Комментатор: Чем больше и дальше я читаю эту книгу, тем больше мне представляется, что идеи, раскрытые в ней, вполне себе заслуживают нашего «занятого» сознания и так перегруженного информационным шумом мозга.
Комментатор: А вот ещё одна по-настоящему ценная мысль.
«Мой опыт подтвердил мудрость древнего изречения: совершенство достигается практикой. Но практикой особенной — предполагающей сосредоточенность, целеустремленность, осмысленность. Я из первых рук узнал, что, имея цель, мотивацию и прежде всего время, мы можем сотворить чудо со своим мозгом. Это открытие окрыляло. Оно заставило меня спросить самого себя: чего еще я могу добиться, если буду действовать правильно?»


Выводы.

Цитат много и, как мне представляется, по большому-то счёту добавлять тут ничего и не надо. Всё и так ясно.

(1) Книга мне понравилась, так как, в конце концов, в ней содержится полезное знание — зерно, которое может взрастить каждый и использовать "здесь и сейчас".

Дворцы ли памяти, просто яркие и запоминающиеся образы тех или иных данных, которые мы должны держать в голове в своей профессиональной деятельности или же в личной жизни — это не важно. Ценно то, что практика рабочая и доступна каждому. Стоит только лишь попробовать, и всплывающие из ниоткуда образы начнут со всех сторон что-то вам да и напоминать...

(2) Программа обучения, развитие, самосовершенствование... — только так можно добиться и желаемого, и быть полезным в малом и в большом смысле, расти профессионально и личностно.

Признаться, я рассчитывал на что-то более чётко структурированное: как инструкцию прочитать, чтобы лучше помнить. А получил рассказ "испытателя на прочность" собственного мозга. Ну что сказать — рекомендуем к прочтению!
ПО Впечатления